История возникновения брусчатки

Бизнес-идея: тротуарная плитка: от XIX века до наших дней

История возникновения брусчатки

Архитектурный облик современного города зависит не только от зданий и сооружений, которыми он застроен, но и от ландшафта, их окружающего.

До недавнего времени традиционными материалами, применяемыми в городском строительстве и определяющими внешний вид, являлись слабо выразительный железобетон и асфальт.

Но есть технологии, которые позволяют сделать облик любого двора, площади, пешеходной зоны, АЗС или стоянки в прямом смысле неповторимым. Это тротуарная плитка.

Именно тротуарной плитке мы и решили посвятить серию материалов. Первый из них, который вы сейчас читаете, рассказывает о том, что представляет собой тротуарная плитка и каких типов она бывает. Второй материал посвящен способам производства тротуарной плитки. В нем мы расскажем о том, как делать тротуарную плитку и насколько это выгодно. Ну а пока немного истории.

Как все начиналось…

Производство тротуарной плитки впервые появилась в Голландии. Именно там разработали способ изготовления «кощунственного камня». В начале XIX века голландцы уже начали строить из плитки дороги. Первая такая трасса соединила города Амстердам и Гарлем. После успеха тротуарной плитки в Голландии, ее стали использовать соседние страны. Позже эта технология дошла и до Соединенных Штатов.

Что же касается Царской России, то она ничуть не уступала своим европейским конкурентам, и соответствующие заводы по изготовлению тротуарной плитки были широко распространены. Однако революция и гражданская война свели на нет все эти усилия, так как новой власти требовались более дешевые строительные материалы.

Второе пришествие тротуарной плитки в Россию состоялось в середине девяностых годов прошлого века. Буквально в считанные месяцы тротуарная плитка завоевала всю страну.

Этим материалом стали мостить пешеходные тротуары, различные площадки, подъезды к домам и даже центральные городские площади.

Естественно, что такой небывалый спрос стал причиной появления сотен различных фирм, которые за определённую плату были готовы замостить любую дорогу.

Однако качество тротуарной плитки десятилетней давности, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Стремясь получить как можно большую прибыль, производители совершенно не соблюдали технологии изготовлении и поставляли на рынок продукцию весьма сомнительного качества. Подобная плитка становилась скользкой зимой или трескалась, приходя в полную негодность.

Большое количество низкокачественной плитки привело к резкому падению её популярности.

Застройщики стали снова использовать асфальт и бетон, а тротуарная плитка стала у всех ассоциироваться с неожиданными падениями и травмами.

Ситуация изменилась, когда на рынке появилась морозостойкая тротуарная плитка. Собственно, именно она используется для мощения дорог в настоящее время.

Удобство и безопасность

В отличие от сплошного асфальтовогои бетонного покрытия, мощение тротуарной плиткой является экологически безвредным. Плитка обладает высокой теплостойкостью и не выделяет опасных для здоровья веществ, а также хорошо дренирует атмосферные осадки.

Последние исследования доказали, что асфальтовое покрытие при нагревании свыше 25 градусов по Цельсию начинает выделять в атмосферу канцерогенные вещества. А это значит, что в солнечные летние дни находиться в городе опасно! Тротуарная плитка при естественном климатическом нагреве не размягчается и сохраняет свои прочностные свойства, не выделяет летучих вредных веществ.

Помимо экологической чистоты и долговечности, тротуарная плитка отличается прекрасным декоративными и архитектурными свойствами – строгая геометрия форм и многообразие цветовых решений тротуарной плитки позволяют создавать не только долговечные, но и красивые тротуарные покрытия.

Кроме того, тротуарная плитка – очень технологичный материал укладку её можно осуществлять вручную или с помощью плиткоукладочных машин, а наличие шовообразователей позволяет это делать максимально быстро без предварительной подгонки с гарантированным зазором.

При этом в случае необходимости тротуарную плитку можно легко разобрать и уложить снова.

Как многие успели заметить, на поверхности тротуарной плитки не бывает луж.

Наличие зазоров позволяет влаге свободно проникать и испаряться сквозь плиточные покрытия и исключает образование под покрытием водяных зеркал.

Впечатляет срок службы плитки — не менее 25 лет (так как морозостойкость брусчатки составляет 200-300 циклов).

Пористая структура даёт возможность воде уходить через плитку в подложку, поэтому поверхность плитки не разрушается.

А высокая прочность тротуарной плитки, способность выдерживать большие механические нагрузки и ее низкая истираемость значительно продлевают срок ее эксплуатации и позволяют надолго сохранить ее привлекательный внешний вид.

Производство плитки

Всю тротуарную плитку по способу производства можно разделить на два больших класса – вибропрессованная плитка и плитка вибролитая. В первом случае гарантируется строгость геометрических форм и параллельность поверхностей, а во втором — огромное разнообразие форм.

Тротуарная плитка, полученная методом вибролитья, может иметь практически любую форму. Основное предназначение этой плитки — украшение, например, участка перед домом. Если надо выложить перед входом портрет любимой тещи, то лучшего решения не придумаешь. Однако такая плитка скользкая, не «дышит», и отличается не столь продолжительным сроком службы, как та, что получают методом вибропрессования.

Вибропресованная плитка — это хорошо знакомые всем серые и бордовые кирпичики на городских тротуарах. У такой плитки шершавая поверхность, она пористая и запросто прослужит четверть века. При этом производство такой плитки проще и дешевле, а влияние человеческого фактора в нем ниже.

Укладка

Долговечность тротуарной плитки зависит не только от её качества, но и от того, как эта плитка уложена. В России, с её суровым климатом, основное разрушение тротуарной плитки происходит в весенний и осенний период, когда присутствует большое количество воды, возникающей из-за дождей и таяния снега.

Суточные колебания температуры с плюса на минус вызывают замерзание и размораживание воды, которая в большом количестве скапливается между отдельными плитками. Вследствие замораживания воды происходит её расширение в стороны, таким образом, плитка сдавливается со всех сторон, что и приводит к её разрушению.

Чтобы уменьшить этот негативный эффект, надо грамотно организовать водоотвод. Предусмотреть возможность монтажа водостоков, рассчитать необходимый уклон покрытия из плитки к водостокам, уложить достаточно большую гравийно-песчаную подушку, необходимую для дренажа воды в грунт.

Чтобы подушку не вымыло большим стоком воды, надо залить бетонную стяжку по всей площади работ и обеспечить сток воды в канализацию. Вариантов подушки может быть много: от небольшого слоя песка до сложной полутораметровой дренажной системы, выбор за заказчиком.

При соблюдении всех необходимых условий, тротуарная плитка прослужит очень долго.

На этом первую часть статьи о тротуарной плитке закончим. Скоро на нашем сайте появится вторая часть материала. В ней мы расскажем о производстве тротуарной плитке, что для этого нужно, и насколько выгоден подобный бизнес. Также из следующего материалы вы узнаете о ведущих производителях тротуарной плитки и о ситуации на данном рынке.  

Источник: https://www.equipnet.ru/org-biz/proizvodstvennyiy-biznes/proizvodstvennyiy-biznes_11.html

История использования брусчатки

История возникновения брусчатки

Летоисчисление истории этого дорожного покрытия уходит далеко в глубь веков, поскольку возникло оно намного раньше тротуарной плитки.

На самом деле первое применение брусчатки – это даже не Средние века, а гораздо ранее. Своим возникновением она обязана всё возрастающей потребности человека в строительстве качественных и прочных дорог.

В качестве первого материала для изготовления брусчатки использовался природный камень.

ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЙ БРУСЧАТКИ

Историки установили, что самой давней брусчаткой, известной человечеству, выложена дорога у подножья горы Височицы неподалёку от города Високого, что в 22 километрах от Боснии.

 Гора Високо – это одна из древних загадок истории, которую уже разгадало современное человечество. На самом деле это пирамида, которую также называют пирамидой Солнца. Есть еще две пирамиды.

У подножья еще одной – пирамиды Луны найдена дорога из такой же брусчатки.

Еще одним примером древнего дорожного покрытия является дорога шириной 4 метра, ведущая к пирамиде фараона Сахуры, правящего в третьем тысячелетии до нашей эры. Дорога выложена камнем. Она, не прерываясь, переходит в пол пирамиды, где уже выполняет декоративную и информативную функцию (на ней выбита информация).

Однако, несмотря на такой красивый пример, чаще всего брусчатка использовалась всё же для строительства дорог, а не для благоустройства территории. Проектирование и создание новых дорог в то время было тесно связано с развитием торговли. Дороги из камней существовали в Хеттском царстве, Ахеменидской империи, Ассирии. До наших дней дошло немало дорожных покрытий, созданных в Римской империи.

Множество из них уже имели указатели, а постройкой и ремонтом занимались армейцы.

На территории Америки давние цивилизации, возможно, даже опережали представителей Старого света. Инки на пространствах своего царства построили целую сеть дорог из брусчатки, общей протяжностью в полтора десятка километров.  Это дорожное покрытие проходило по территории таких нынешних государств: Эквадор, Боливия, Колумбия, Чили, Перу, Аргентина.

Благоустройство территории при помощи брусчатки – древняя традиция

Исторически сложилось так, что брусчатка и тротуарная плитка по территории Европы распространилась из Голландии. До сих пор считается, что технологию создания разработали именно голландские мастера. Хотя существует еще немало версий, противоречащих этой.

Материал, используемый для производства первой тротуарной плитки: песок, обожжённая глина и вода. Со временем каменная и гранитная брусчатка отошла в прошлое, а на ее место пришли новые виды. Самая первая в Европе дорога из брусчатки была построена между Гарлемом и Амстердамом.

Первая брусчатка была рукотворной, что повлияло на качество и пригодность к использованию только в районах с теплым климатом. Такие дорожные покрытия быстро портились и требовали регулярной реставрации.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ БРУСЧАТКИ И ТРОТУАРНОЙ ПЛИТКИ

На территории России брусчатка и тротуарная плитка тоже довольно распространённое явление. Наибольшую популярность они получили в северном регионе.

Еще до появления брусчатых дорог, основным материалом для выкладки дорог была древесина. Существовали так называемые «мостовые». В России это слово настолько прижилось, что вошло в состав некоторых исторически важных улиц.

К примеру, приставка «мостовая» используется в наименованиях Большая Тверская и Никитинская улица.

Материалом для брусчатки в России служили сосновые деревянные плашки, в Грузии это была обожжённая глина, а дороги Кронштадта были сделаны из чугуна. Для современных мостовых используется гранит и песчаник.

Как материал, в строительстве брусчатка использовалась несколько тысячелетий. Тот факт, что мы может ездить по гранитной плитке, такой как в Древнем Риме, лишь подтверждает ее прочность и долговечность.

ЧТО ТАКОЕ «МОСТОВАЯ»?

Богатая на лес страна делала тропинки из дощечек, которые наслаивались одна на другую, на протяжении множества веков. Такое благоустройство территории было повсеместным, однако сейчас его образцы уже нигде не встретишь.

На проезжей части улицы использовали камень. Такая традиция на территории нашей страны появилась еще в восемнадцатом веке. В отличие от деревянной, булыжная мостовая была намного прочнее, а для выкладки такой дороги не требовалось никаких дополнительных материалов. Как не сложно заметить, многие из этих дорог сохранились и до наших дней.

Для создания улиц в 1714 году на каждого жителя Петербурга было наложено обязательство собирать дикарь (то есть, обломки природного камня). Каждая группа населения имела свой предел отработки. На тех, кто отказывался выполнять обязательность, налаживался налог в размере одной гривны. По тем меркам это была огромная сумма.

Хозяевам петербуржских поместий приходилось строить дорогу напротив своих владений. Генерал-полицмейстер Девиер в 1718 году даже выпустил специальное руководство по выкладке дорог, которого необходимо было придерживаться.

Согласно стандарту, каждый житель перед началом строительства должен был насыпать песок, а затем гладко вымостить дорогу из камней.

В России брусчатка популярна с XVIII века

Несмотря на подобные указы, первые мостовые из булыжников в Петербурге не особо отличались высоким качеством выкладки. Зачастую камни были разных форм и размеров, что в результате приводило к постоянным ремонтным работам.

В современном мире подобные мостовые тоже используются. Разница лишь в целях использования.

Сейчас использование натурального камня – это просто дань эстетике, элемент благоустройства территории и ландшафтного дизайна, а не конкретная практическая цель.

Стоит отметить, что это самое крепкое и долговечное покрытие, устойчивое к капризам и воздействиям окружающей среды. Но, несмотря на такие плюсы, мостовая считается одним из  наиболее дорогих, а потому не слишком популярных вариантов мощения дорог.

Благоустройство тротуаров и тропинок  в парках, а также использование натурального камня и тротуарной плитки на садовых участках считаются в наше время наиболее востребованными способами «украшения» территории. Разнообразные формы, цвета, фактуры позволяют создать необычный каменный ансамбль.

Источник: https://moskva.pragaplitka.ru/istoriya-ispolzovaniya-bruschatki.html

Дороги из брусчатки от Римской империи до наших дней

История возникновения брусчатки

Древняя  легенда  об  алмазной  горе,  на  вершину  которой  раз  в  тысячу лет прилетает ворон поточить клюв, говорит, что пройдет лишь секунда вечности к тому моменту,  когда он источит всю гору. С тех пор, как были построены первые мощеные дороги из  камня, прошли столетия – небольшой   срок   для   вечности,   но   в   сравнении   с   человеческой   жизнью   он   огромен.

Что позволило древним дорогам, пусть и не в первозданном виде, сохраниться до наших дней? Археология и научные исследования дают однозначный ответ на этот вопрос — использование природного камня и правильная технологии укладки плит мощения и гранитной брусчатки.

Технологии Древнего Рима

Без   особого   преувеличения   можно   сказать,   что   все   современные технологии дорожного строительства  восходят  к  временам Римской империи. Именно тогда (III век до н.э.

) впервые была  реализована  методика, описание  которой  и  сегодня  можно  встретить  в  учебниках по строительству.

  Поставленная  цель  –  обеспечение  быстрого  перемещения  войск при любых погодных   условиях,   потребовала   создания   дорог   высокой   прочности,   долговечности  и пропускной способности.

Построенные по технологии «слоеного пирога» римские дороги покрытые плитами мощения во всех отношениях отвечали этим требованиям.  Ее лучшее описание дано известным архитектором того времени Марком Витрувием Поллионом. Прокладка дороги включала:

  1. Выборку грунта и устройство траншеи по ширине дорожного полотна (глубина достигала 1,5 метров).
  2. Засыпку  траншеи  крупным  необработанным  камнем  (первый опорный  слой – statumen);
  3. Выравнивание смесью из мелкого дробленого камня и известкового раствора с добавлением измельченной вулканической породы – пуццолана (второй слой – rudus).
  4. Укладку  слоя из мелких кирпичных и керамических  обломков  залитых цементом (третий слой – nucleus).
  5. Мощение булыжниками из базальта с заделкой швов раствором цемента (четвертый слой — pavimentum).

При укладке мастера создавали небольшие уклоны к обочинам дороги, что позволяло потокам дождевой  воды стекать в водоотводящие  каналы по  краям дороги,  не оставляя луж и смывая грязь.

О высоком уровне мастерства древних строителей говорят инструменты, использовавшиеся при строительстве:

  • портативные солнечные часы – для определения направления дороги;
  • грома – для проведения линий и откладывания прямых углов;
  • хоробат – прообраз современного нивелира, для определения неровностей рельефа.

Дороги и цивилизация инков

Еще   одна   древняя   цивилизация  —  инки  —  достигла   не   менее   впечатляющих   успехов в строительстве дорог. В XIII–XIV веке нашей эры ими были построены удивительные по своей прочности и протяженности дороги – сакбе.

Наиболее известная и сохранившаяся до наших дней Белая дорога.  Ее внешние края выложены из    хорошо   обработанных   блоков    известняка,    а   пространство    между    ними    заполнено последовательно  уложенными слоями камня.

  Начинали  засыпку  с самых  крупных постепенно уменьшая размеры, чтобы обеспечить высокую плотность укладки. Верхний слой мелкого щебня проливали  известковым  раствором  и  подвергали уплотнению.

  Предположительно, трамбовку слоев выполняли при помощи цилиндрических катков из монолитного камня.

Средневековая Европа и дороги

Падение Римской империи и последовавшие за ним столетия упадка остановили развитие дорожного строительства. Первые упоминания о возрождении забытых технологий мощения дорог камнем относятся уже к XV веку. Франция, а немного позже Голландия стали приводить в порядок свои дороги, вымащивая их камнями крупного размера – 35х25х20 см.

К XIX веку была изобретена новая технология укладки плиты мощения (ее иногда называют голландской). Она заключается в использовании камней пирамидальной формы с усеченной вершиной, которые укладывались на двухслойное основание вершиной кверху. Пространство между ними заполнялось мелким гравием после чего покрытие тщательно утрамбовывалось.

Брусчатка на дорогах в наши дни

Мощение дорог природным камнем в наши дни переживает свое возрождение благодаря развитию технологий добычи и обработки камня.

Возможность получить брусчатку из гранита и даже из превосходящего его твердостью габбро диабаза, придать любую форму и структуру поверхности — гладкую или шероховатую, открывает широкие возможности для ее использования в благоустройстве инфраструктуры городов.

Источник: https://goodstones.ru/dorogi-iz-bruschatki-ot-rimskoj-imperii-do-nashix-dnej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.